на главную карта сайта e-mail Издатель Ситников

( 8 июля 2014)
Жительница ноосферы

7 июня 2014 года в Доме Салтыкова-Щедрина в рамках работы клуба «ОЛИМП» при РОУНБ им. Горького (общество любителей изоискусства, музыки, поэзии) состоялась встреча членов дискуссионного клуба «Беседа любителей русского слова» Ольги Сидоровой и Елены Сафроновой с постоянными участниками «ОЛИМПа». Заседание двух клубов называлось «Новые книги рязанских авторов» и было посвящено презентации нескольких книжных изданий последнего времени. Публике были представлены книга очерков журналиста и публициста Натальи Богдановой «Из чистого истока» (о русских писателях XIX – XX века), исторические романы писателя Ирины Красногорской «Похождения Стахия» и «Великая княгиня Рязанская», вышедшие в московском издательстве «Вече» в серии «Женский исторический роман» и роман прозаика и литературного критика Елены Сафроновой «Жители ноосферы», выпущенный издательством «Время» (Москва).
Вела совместное заседание «ОЛИМПа» и «Беседы любителей русского слова» бессменный руководитель клуба «ОЛИМП» Лариса Кукина. В ходе встречи Наталья Богданова представила свою книгу и зачитала из неё фрагменты, Елена Сафронова рассказала о книгах Ирины Красногорской, а Ольга Сидорова поделилась своим мнением о книге Елены Сафроновой. Выступление Ольги Сидоровой легло в основу рецензии на роман «Жители ноосферы», которую сайт издателя Ситникова предлагает своим читателям.

ЖИТЕЛЬНИЦА НООСФЕРЫ

Роман Елены Сафроновой «Жители ноосферы» вышел отдельной книгой в московском издательстве «Время». В 2007 году он был опубликован в журнале «Урал». Название книги остановит взгляд читателя в любом книжном магазине: «Жители ноосферы» - звучит таинственно и чуть загадочно, и наверняка читателю захочется узнать: а что же, собственно, оно означает? Какой смысл вкладывает автор в написанное им произведение? Прочтя роман, каждый читатель узнает, поймёт или даже ощутит дуновение этой загадочной субстанции – ноосферы…

Автор «Жителей ноосферы» своё творческое движение начинал, как поэт, и поэтическое напряжение ясно ощущается в прозаической книге. Елена Сафронова сразу берёт быка за рога: начало романа стремительно, и так же стремительно, эмоционально, напряжённо будут происходить описываемые в ней события. Лично я прочла его дважды. Первый раз - как читатель, который был захвачен динамичным, скоростным, непрерывным движением сюжета, его необычной для этого автора, на мой взгляд, исповедальностью. И второй раз – хотела прочесть, как человек, профессионально занимающийся литературой, но не смогла: сам сюжет, как и язык книги, затягивали меня, «обаивали» и вновь превращали в «простого» читателя.
О чём же всё-таки роман, спросите вы? О молодой талантливой журналистке, которая хочет совместить в своей жизни, наверное, несовместимое: успешную журналистскую карьеру, самореализацию и… семью, семейное счастье. Активная, трезво мыслящая героиня романа, при всей своей острой «современности», в вопросах любви изначально несовременна: она не ищет состоятельного мужа или любовника, не уводит любой ценой их от жены и детей, а рассчитывает только на саму себя. А ведь она с некоторых пор - главный добытчик в семье: у неё ребёнок, подброшенный девушкой-хиппаркой (он рождён от их общего любимого) и пожилая мать. Довольно необычная жизненная ситуация, не правда ли? Современная «несовременная героиня» и поступает несовременно: она удочеряет подброшенного ребёнка – не раздумывая и не размышляя – по зову души, сердца.
Душа героини – «ртутная», живая, доверчивая. Её постоянно пробует охладить трезвый ум, но чаще всего – не удаётся. Ирония и самоирония героини романа Инны Степновой местами напоминает М.Зощенко или А.Аверченко. С юмором у неё тоже всё в порядке: даже в те моменты, когда вроде бы шутить невозможно, он помогает ей выйти из трагических ситуаций. И если, по М.Эпштейну, «душа другого человека - … есть главный предмет желания», то из романа мы узнаём даже не душу героини романа, а, скорее, самого автора – трепетную, ранимую, страстную. Продолжая цитировать М.Эпштейна, «чтобы эта душа была мне открыта, ждала и изливалась мне навстречу – словами, чувствами, признаниями, вопросами, загадками, отгадками», чтобы «..в другом открылась какая-то бездна, в которую тебя влечёт, и всё, что есть в тебе, может поместиться в этой бездне…», бездна Елены Сафроновой в «Жителях ноосферы» манит и затягивает в себя прежде всего тем, что открывается смело, откровенно и иногда беспощадно: реальные и додуманные события личной жизни автор переплавляет в тугую смесь бытия, гдё всё - неожиданно, внезапно и непредсказуемо…
Елена ставила себе творческую задачу написать роман для молодых, и ей это удалось. Даже название первой части книги «Виртуальное зачатие» привлечёт их внимание. На мой взгляд, роман будет интересен молодёжи, так как юноши и девушки тотчас узнают себя в ситуациях, в которые героиня попадает, и втянутся в те мистические и детективные ощущения, которые им предлагает автор. Вот одно из них: журналистка Инна Степнова, чтобы поднять свой социальный статус и материальное обеспечение, хочет работать в новой для неё газете. Она предлагает газете тему будущей статьи и отправляется в далёкий волжский город в командировку, чтобы на месте понять, а затем и написать, почему умер талантливый поэт и журналист, которого нашли мёртвым на безлюдном пустыре этого города. В какой-то момент, после ряда встреч, Инна Степнова ощущает, что на самом деле произошло. Или могло произойти? Мистика, скажете вы. Но у каждого из нас, вероятно, были моменты в жизни, когда мы предощущали приход моментов счастья или предчувствовали беду, опасность. Так на наших глазах создаётся некий синтетический жанр в литературе: когда реальнейшая из реальностей перемещается в другие измерения, в другие сферы.
Ноосфера – цитирую Е.Сафронову: «…гениально-изящная концепция оболочки Земли, состоящей из мыслей и чаяний всех живущих и дышащих под солнцем. Неуклонно развивающейся, меняющей и оберегающей нас от хаоса и безмыслия Вселенной». Именно «ноосфера» является стержнем романа. Не будь этого стержня, роман был бы просто описанием отрезка жизни его героини Инны Степновой – описанием эмоциональным и откровенным. «Ноосфера» притягивает, заманивает читателя той притягательной мыслью, что мы – не исчезнем, не превратимся в пыль или в песок под ногами, например, в белый песок древней Солотчи, где пишутся эти строки. И что наши страдания, сомнения, наши помыслы, наконец, – предопределены, ведь мы и живём впервые… или нет? Ведь кто-то ощущает »прошлые жизни»?
Вместе со своими героями Елена Сафронова хочет понять: останутся ли встреченные ею творческие люди в «ноосфере»? Примет ли она их? Хотя бы в далёком будущем? Ведь именно об этом мечтает Павел Грибов, считающий себя гением. И куда же всё-таки уходит земная энергия всех живущих людей, не только гениев? Особенно часто такие вопросы занимают нас в юности, но наивно думать, что и в тридцать лет они уже решены, и Инна Степнова успешно это доказывает, как доказывают линии земной жизни многих человеческих судеб.
Удачно ведёт линию земной жизни «скифский конник» - alter ego героини романа Инны Степновой. Этот поэтический образ нанизывает на ясную, но незримую нить все земные перипетии героини. Читателю предлагают самим решать философский вопрос: можно ли прощать гениям или просто талантливым людям их человеческие слабости в земной жизни? Правильно ли это? И читатель поддаётся автору: снова и снова задумывается о своей жизни и о жизни других, может быть, давно ушедших... Алла Нечаева – писательница, живущая в Рязани и давно размышляющая на эту тему, - считает, что необходимо отделять «небесное» от земного: человек и Дар отдельно; так как вообще непонятно, откуда, почему, а главное, зачем даются эти Дары Господни немногим, избранным людям? Поэтому, наверное, и торопится жить героиня романа Инна Степнова: она переполнена Дарами, переполнена энергией и желаниями, она готова обрести единственного «своего» мужчину – друга, любовника, отца ребёнку. Но, наперекор времени и в традициях русской литературы, Инна ищет настоящую любовь, она не любит подделок. Нет у неё расчёта, когда дело касается любви. Автор романа подсказывает молодым и не очень молодым людям, что расчёт в любви – это что-то иное… Другое дело, что в первом случае – результат чаще всего отрицателен...
Читая роман, постоянно убеждаешься в органической образованности Елены Сафроновой, с лёгкостью упоминающей и древний музыкальный инструмент маракас, и марку современного легкового автомобиля; библейского Моисея и названия улиц Москвы… С такой же лёгкостью она придумывает и названия городам, газетам, сайтам, метко обозначая их сущность. Точны и поразительно реальны её диалоги – немногими фразами рисуется не только совершенно узнаваемая жизненная ситуация, но и тип, характер человека (например, «любимая начальница Галина Венедиктовна» или «вахтенная особь» - комендант общежития; одна оранжевая путейская куртка чего стоит! - или «возлюбленный кречет», сравненный со степной лисицей – корсаком; или «угреватый прапорщик», издевающийся над «салагой»). Словарный запас Елены велик, разнообразен, по ходу дела придумываются новые выражения, часто очень смешные; вводятся в текст романа и разговорные слова, и даже «ненормативные», усиливая убедительность отдельных эпизодов романа, но иногда это делается всё-таки неоправданно. К числу незначительных недостатков я бы также отнесла несколько настойчивое «я» автора; излишнюю частоту поминания прабабки героини романа без дополнительной информации о ней (тем более, что автор сам заинтересовывает читателя образом «астраханской дворянки») и новые сведения о ней могли бы дать дополнительные ключи к пониманию натуры главной героини. И, наконец, «детская тема» - увы, не самая сильная в романе, правда, лишь в некоторых её местах. Но это, согласитесь, немного для такой глубокой, исповедальной книги.
«Жители ноосферы» написаны крепким, точным литературным языком так, что не замечаешь, что он – литературный. Может быть, он и должен быть сегодня таким - вмещать короткие, сочные, новые сленговые выражения, иногда с ненормативной лексикой (правда, с благоразумно проставленными точками) – можно ли обойтись без неё, если она так прочно вошла в нашу жизнь? - и вместе с тем с индивидуальным ритмом строчек, с авторским языком и интонацией? Может, он и должен быть динамичным, стремительно летящим, как Время? В романе ясно слышится ритм дыхания и времени, и автора. Автор, так же, как и его героиня, торопится жить, живёт в режиме «нон-стоп», но не из-за боязни «не успеть», а, на мой взгляд, от полноты жизни, от переполненности творческой энергией. Именно эта «переполненность» позволяет Елене Сафроновой не только совмещать активную журналистскую деятельность с деятельностью литературного критика, но и заниматься «чистой» литературой. Хочу напомнить, что к лету 2014 года у Елены выпущено в Москве два сборника критических статей: «Диагноз – поэт», «Все жанры, кроме скучного», опубликован рассказ «Вальпургиева ночь» в сборнике «Антология русской фантастики -2013», и наконец, вышел отдельной книгой роман «Жители ноосферы», кстати, в серии книг «Самое время!». Самое время и самой Елене Сафроновой выходить к широкому кругу читателей, набирать творческую высоту, чтобы остаться в такой загадочной, возможно действительно существующей субстанции, - «ноосфере».

О «Жителях ноосферы» хочется говорить. В этой книге есть недосказанное, есть подводные течения… Над ней хочется размышлять, сопоставлять те или иные факты. Хочется, наконец, думать и это, на мой взгляд – основное достоинство новой книги Елены Сафроновой. Надеюсь, что «скифский конник» - alter ego не её героини Инны Степновой, а самой Елены, продолжит путь в неизведанное. Удачи ему на этом пути!

Ольга Сидорова-Ершова
Член Союза российских писателей
г. Рязань