на главную карта сайта e-mail Издатель Ситников

Главный библиограф РОУНБ им. М. Горького Л.В. Анфимова

Недавно, досадуя на задержку в своей работе, одна исследовательница сказала: «Анфимовой нет. То ли заболела, то ли в отпуске, а я без неё – как без рук».
Анфимова Людмила Васильевна – главный библиограф Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени М. Горького.
В библиографическом отделе библиотеки немало квалифицированных специалистов, но, как знатоки ходят в театр на определённого исполнителя, хотя их в спектакле порой занято несколько десятков, так разного рода исследователи и краеведы ходят в библиотеку «на Анфимову». И причина такой популярности не только и не столько в её эрудиции, сколько в той заинтересованности, какой сразу преисполняется Людмила Васильевна, услышав обращённый к ней вопрос и на время становясь как бы соавтором исследователя. Так что во многих книгах, вышедших в издательстве, есть доля её труда. В связи с тем, что сейчас находится в типографии очередная книга, к которой Людмила Васильевна приложила руку – «Окские пароходчики» – я, один из авторов книги Ирина Красногорская, хочу расспросить Людмилу Васильевну в нашей виртуальной гостиной.

И.К.:
– Лмила, Васильевна, почему после окончания школы Вы остановились на такой не пользующейся популярностью у школьников профессии?
Л.А.:
– Моё обучение в школе совпало с реформой в образовании. В 1959 году было утверждено «Положение о средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением». Такая школа должна была давать «полное среднее общее и политехническое образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры на основе соединения обучения с общественно полезным производительным трудом учащихся».
В связи с этим рязанские школы № 1 и № 2 обучали только старшеклассников с 9-го по 11-й класс. Были организованны класс радиомонтажников, воспитателей, медсестёр и т. д.
В 1-й школе был класс библиотекарей. Его я выбрала случайно, потому что в него все мои соученицы записались, да и читать я любила. Была активным читателем областной детской библиотеки.
В школе, кроме общеобразовательных предметов, мы два дня в неделю изучали основы библиотечного дела и библиографии. Преподавали их сотрудники Рязанской областной библиотеки имени А.М. Горького. Были у нас и практические занятия, которые проходили в областной библиотеке.

И.К.:
– Замечу, что, проходя практику, Вы оставили о себе хорошую память, о Вас очень тепло отзывались старейшие работники библиотеки, в частности Тамара Николаевна Цуканова, которая сказала: «Люда сразу проявила не только интерес к библиотечной работе, но и несомненные способности к ней – талант».
Л.А.:
– На практике пришлось выполнять самую разную работу, какую поручали. Это были и посещение задолжников, и участие в вечерах и конференциях, которые проводила библиотека. Запомнились мне интересные выступления читателей о библиотеке, о книге и – особенно о том, как они благодарны библиотеке и библиотекарям за помощь в их работе. Работали практиканты и с фондом, и с каталогами, так как наше обучение совпало с переездом библиотеки в новое для неё специально построенное здание на улице Ленина. Принимали мы участие и в переезде.
Учиться было очень интересно. Нас учили выступать с обзорами литературы, беседами о книгах. Готовили мы литературные вечера, на которые приглашали учащихся из параллельных классов.
В 1965 году я закончила школу и вместе с Аттестатом зрелости получила «свидетельство о присвоении квалификации… библиотекаря массовой библиотеки».
А самое главное – мне не нужно было выбирать будущей профессии: я твёрдо знала, что хочу быть только библиотекарем.
С сентября начала делать попытки устроиться в областную библиотеку. Меня там помнили и обещали взять на работу, как только будет место. К концу октября дали дополнительную ставку младшего библиотекаря, и меня приняли. Я с радостью приступила к работе и работаю вот уже 45-й год.
И.К.:
– Людмила Васильевна, что для Вас библиотека – учреждение, дающее средства к существованию или нечто иное?
Л.А.
– Да для меня она – дом родной! С ней связаны все мои лучшие годы. С ней связано моё профессиональное становление: здесь я работала и совмещала работу с заочной учёбой опять-таки по профессии в Московском институте культуры. Сыграла большую роль библиотека и в моей личной жизни: в ней я познакомилась со Станиславом Дмитриевичем Анфимовым, который стал моим мужем. Оставляя библиотеку только на время декретных отпусков, родила двух дочек, вырастила их, дождалась внучек. И они очень любят бывать у меня на работе.
И.К.:
– Замечу для нашей аудитории, что Ваш муж – заслуженный учитель России, преподаёт в школе изобразительное искусство и черчение, художник-график и пишущий краевед. В Рязань он попал по распределению после окончания Московского педагогического института. Причём, будучи уроженцем Архангельской области, сам попросился направить его в Рязань, где, побывав во время каникул, заинтересовался её старинной архитектурой.
А Вам, Людмила Васильевна, задам очередной вопрос, хотя и предвижу ответ: не разочаровывались ли Вы своей профессией, не было ли желания поменять место работы?
Л.В.:
– Нет, не разочаровывалась. Даже не могу сейчас представить, кем бы я могла ещё работать.
Мне очень повезло с коллегами, у которых я училась библиотечному делу, а главное – любви к читателю. Среди моих коллег были Людмила Иосифовна Рондер, Тамара Николаевна Цуканова, Алевтина Васильевна Никонович, Альбина Васильевна Сотскова, Владимир Борисович Серебряков, Любовь Николаевна Гладкова…
Надо сказать, что все, кто попадал в нашу библиотеку, оставался в ней на многие годы. У нас и сейчас много сотрудников, которые отработали в ней уже двадцать, тридцать, сорок лет и более.
У меня никогда не было желания поменять место работы, то есть перейти в другую библиотеку. В областной библиотеке работать очень интересно. Её большие фонды, развёрнутый справочно-библиографический аппарат позволяют выполнять самые разные запросы читателей, у маленьких библиотек нет таких возможностей. Кроме того, областная библиотека всегда в центре всех культурных событий города, области. Работа в ней подарила мне встречи с интересными людьми и книгами, а что может быть лучше «роскоши человеческого общения» и общения с книгой.
И.К.:
– Людмила Васильевна, мои знакомые краеведы, которые обращались к Вам в библиографическом отделе, отмечали Вашу особую заинтересованность их работой, да и меня она удивляла, так чем же эта заин6тересованность вызвана?
Л.А.:
– Да как же можно без неё работать! Когда читатель приходит в библиографу (в библиографическом отделе я работаю около сорока лет) с просьбой помочь ему подобрать литературу, уточнить данные о какой-то публикации, выяснить значение или содержание определённого факта, библиограф становится участником процесса, называемого справочно-библиографическим обслуживанием. Процесс этот всегда разный. От библиографа требуется умение владеть техникой поиска ответа на поставленный вопрос. Этой текн6ике библиограф учится всю жизнь. Поиск – это творчество, которое каждый раз проявляется по-новому. И, если есть положительный результат поиска, это очень радует не только исследователя, но и библиографа.
И.К.:
– Сейчас много говорят о том, что уменьшается количество читателей. И вроде бы это подтверждается и статистическими данными. Не падает ли в связи с этим престиж профессии библиотекаря?
Л.А.:
– Нет, не падает. Профессия меняется. В неё пришла автоматизация. Справочный материал теперь не только карточный, но и электронный. Это даёт возможность читателям, не выходя из дома, просматривать каталоги и картотеки библиотеки, так как они выставлены на её сайт.
Интернет помогает в справочной работе, так как зачастую имеет сведения, которых нет в печатных источниках.
Библиотекари успешно осваивают новые для себя процессы, особенно хорошо это получается у молодых.
К нам на работу приходят выпускники разных вузов, но не библиотечных, так как давно нет распределения, и осваивают профессию библиотекаря. Если полюбят её, как мы, давнишние работники библиотеки, то останутся в ней надолго.
 

 
Людмила Васильевна Анфимова. Фото К. Ситникова